Программа развития школы
«Утверждена»
Директор МОУ СОШ с.Песчанка
________________Земскова Л.П.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
ШКОЛЫ
Принята на педагогическом совете
МОУ СОШ с.Песчанка
15.09.2006года
2006год
1.Краткая аннотация (паспорт) программы:
Данная программа подготовлена на основе:
- Закона Р.Ф. « Об образовании»;
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
-областной целевой программ «Развитие образования» на 2006-2008годы;
-Устава школы;
-локальных нормативных актов школы.
Программа развития:
-является руководством к действию для педагогического коллектива школы на 2006-2008гг.;
- определяет стратегические и тактические цели, а также задачи развития школы на данный период времени;
-определяет основные направления политики школы в связи с имеющимися социальным заказом и прогнозом его изменений;
-предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Этапы и сроки реализации программы:
Программа развития рассчитана на три года и реализуется поэтапно.
Первый этап (сроки 1 год)
- определение новой миссии школы, ее стратегических и тактических целей и задач;
- подготовка к реализации предпрофильного обучения в условиях сельской школы.
Второй этап (1год)
- реализация предпрофильной подготовки;
- обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников ОУ во время их учебной и трудовой деятельности;
- повышение качества общего образования;
- обеспечение доступа педагогов и учащихся к современным электронным ресурсам и технологиям.
Третий этап (заключительный год)
- подведение итогов реализации программы развития, обощение опыта;
- выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.
2.Информационная справка о школе.
МОУ СОШ с.Песчанка была построена в 1883 году. Сначала это было одно здание- кирпичное, его построило Земство. Школа была начальной до 1939 года, затем открыли 5 классов, через год – 6 класс.
В 1940 году школа стала семилетней.
В 1961 году из соседней деревни перевезено деревянное здание. Сейчас в этом здании занимаются начальные классы и находится мастерская.
В 1979 году сделали кирпичную пристройку к центральному зданию школы состоящую из 3 классов и спортивного зала.
В 1980 года школа получила статус средней (10 классов).
В 1989 году введено 11классов (без 4 класса).
С 2000года введено четырехлетнее обучение начальных классов.
В настоящее время школа имеет статус средней общеобразовательной школы.
Школа включает в себя три ступени:
Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста.
Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Обязательна для всех школьников возрасте до 15 лет. Основная ее цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников.
Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года.
Характеристика педагогического коллектива.
В школе работает 15 учителей. Средний возраст педагогов 39лет. Средний педагогический стаж 18,6 лет. Средний возраст администрации 45 лет.
Из работающих 15 учителей 1 педагог пенсионного возраста, 1 молодой специалист.
13 учителей имеют 2 квалификационную категорию, 1 учитель – первую.
Имеют высшее образование – 7 учителей (46.ю7%);
средне-специальное образование – 7 учителей (46,7%);
неполное -высшее образование – 1 учитель (1,4%).
Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%.
Средняя недельная нагрузка составляет 19,5 часов.
Характеристика учащихся и их семей.
В школе обучаются 57 учащихся, объединенных в 9 класс – комплектов.
Образовательный процесс осуществляется в одну смену.
Продолжительность урока 45 минут, в 1 классе-35минут. На первой ступени обучаются 19 учащихся, на второй -30 учащихся, на 3- 8 учащихся.
49 учащихся признаны практически здоровыми, 7- дети, состоящие на диспансерном учете, 1 ребенок инвалид. 7 учащихся живут в многодетных семьях, 1 ребенок сирота, 14 учащихся – воспитываются в неполных семьях. Из семей безработных -11 учащихся, из семей служащих – 7 учащихся. Высшее образование имеют 6 родителей учащихся. Контингент учащихся: дети рабочих сельско- хозяйственных профессий, работников бюджетной сферы. Количество детей группы риска – 3. Состоят на школьном учете – 2 человека.
Характеристика материальной базы школы.
Образовательный процесс осуществляется в двух зданиях. Имеется 1 спортивный зал, библиотека, мастерская, пришкольный участок, столовая на 30 посадочных мест, кабинет информатики (6 компьютеров).
Краткая характеристика социального окружения школы и прогноз развития ситуации в с.Песчанка.
МОУ СОШ с.Песчанка является одной из отдаленных школ Аткарского Района Саратовской области. Школа расположена в с.Песчанка, насчитывающем 169 дворов с населением в 488 человек. Небольшая часть из них работает на производстве, большая часть живет за счет личного подсобного хозяйства.
Основная часть населения – люди пенсионного возраста. Образовательный уровень населения низкий.
Основными проблемами села, которые влияют на работу школы, являются:
- уменьшение контингента детей;
- старение населения села;
- недостаточная конкурентноспособность выпускников сельской школы по широте охвата направлений развития.
Прогноз развития ситуации в с.Песчанка.
1. Кризисные явления в социально- экономическом развитии села будут сказываться на работе школы в ближайшие десятилетия.
2. Ожидается регулярное сокращение контингента детей, поступающих в школу до 2010года.
3. Слабый уровень образованности большинства населения, слабая учебная мотивация, отсутствие ( и невозможность) стремления к развитию своей малой родины будут способствовать слабому социально – экономическому развитию села.
4. Предполагается, что образовательные запросы учащихся и их родителей будут возрастать. За последние три года в различные ВУЗы поступило 7 выпускников из 20; в средние специальные учебные заведения (колледжи) 8 выпускников; в училища-4.
Социальный заказ родителей школьников.
Большинство родителей считает главным научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни в селе и в городе.
В старшей школе ориентиром для некоторых родителей является подготовка
детей к поступлению в вузы и учреждения среднего профессионального образования. Имеется часть родителей, которая не ориентирует своих детей на получение высшего образования. Они ожидают, что школа окажет их детям содействие в различных формах выживания в селе.
Таким образом, школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями.
3. Концепция развития школы
Основные противоречия и цель развития школы
Несмотря на определенные достижения в обучении и воспитании, относительно стабильную динамику развития ОУ, были выявлены следующие основные противоречия, характерные для образовательного процесса СОШ с.Песчанка:
- перегруженность содержания базовых курсов школьных предметов, приводящих к ослаблению здоровья обучающихся, снижению мотивации их учебной деятельности, и необходимость введения новых, современных учебных дисциплин, таких как информатика, экономика и др., позволяющих повысить конкурентноспособность выпускников школы;
- ориентация большинства школьных предметов на формирование ЗУН и необходимость формирования ключевых компетенций, освоение школьниками различных способов деятельности;
- тенденция негативного отношения к традициям и потребность в сохранении нравственных устоев.
Наша цель создать современную сельскую школу, обеспечивающую ее выпускникам конкурентноспособность и воспитывающую в них высокие нравственные качества. Задача педагогов – способствовать становлению свободной личности, обладающей следующими свойствами: свободой воли,
свободой действий, свободой творчества, через осуществление учащимися осознанного выбора. Поэтому учащемуся предоставить поле выбора:
- в воспитательном пространстве: выбор вида творческой деятельности , занятий в системе учреждений дополнительного образования, роли в системе детского самоуправления;
- в образовательном пространстве: выбор элективных курсов, направление профельного обучения, построение индивидуальной образовательной траектории, ежедневный выбор заданий на уроках и в ходе выполнения домашней работы ( предложение заданий, различающихся по сложности, объему и другим параметрам), выбор форм выполнения заданий, вариантов взаимодействия со сверстниками в ходе учебы.
воспитательная деятельность педагогов должна способствовать осознанию школьниками ответственности за свободный выбор и уважению к выбору других.
Ожидаемые результаты реализации программы развития школы, негативные последствия и риски.
Ожидаемые результаты реализации программы развития школы:
- повышение конкурентоспособности выпускника сельской школы за счет развития;
-повышение престижа школы в социуме.
Возможные риски и негативные последствия реализации данной программы:
- возрастание эгоизма у школьников;
- изменения психологического климата в педагогическом коллективе;
- недостаточное внимание к формированию знаний школьников на третьей ступени обучения в угоду компетентностной направленности.
5. Задачи развития школы и первоочередные меры по их выполнению.
Задачи развития школы
Для достижения поставленной цели развития школы необходимо решить следующие основные задачи:
-разработать дидактическое обеспечение учебных курсов, позволяющее иметь достаточное количество разноуровневых заданий для выполнения на уроках и в ходе домашней работы, использовать различные формы взаимодействия как между педагогом и обучающимися, так и между самими школьниками;
-оптимизировать психологические и физические нагрузки обучающихся за счет ликвидации избыточности в содержании курсов основной школы и внедрения перспективных педагогических технологий;
-реализовать обновленную систему воспитания педагоги ческой поддержки с целью наиболее успешной социализации обучающихся;
-продолжить развитие системы детского самоуправления;
-укрепить материально- техническую базу школы;
-организовать целостное культурно-образовательное пространство села.
|